Питание и здоровье людей с ВИЧ: сложная связь
Многие люди с ВИЧ пытаются лучше питаться, принимать витамины и минералы для сохранения здоровья, помимо "традиционных методов". Но оказывают ли они реальное влияние на здоровье? Некоторые исследования, представленные на Международной конференции по СПИДу в Торонто, должны были частично пролить свет на этот вопрос.
Селен повышает эффективность терапии
Прием пищевой добавки с селеном значительно улучшал повышение иммунного статуса при приеме антиретровирусной терапии, что показало нигерийское исследование, представленное на Международной конференции по СПИДу в Торонто. У людей, живущих с ВИЧ, обычно снижен уровень антиоксидантов и селена в организме, а снижение уровня селена связано с нарушениями работы иммунной системы, развитием заболевания и увеличением смертности. Уровень селена напрямую уменьшается в процессе размножения ВИЧ.
В рамках исследования в Нигерии одна группа людей с ВИЧ, начавших прием антиретровирусной терапии, также принимала пищевую добавку с селеном, а другая - получала только антиретровирусную терапию. Режим терапии был у всех одинаковым. Всего в исследовании участвовали 340 пациентов с ВИЧ. Исследование показало, что прием селена связан:
- С большим увеличением количества клеток CD4.
- С меньшим уровнем оппортунистических инфекций.
- С большим прибавлением веса.
- С большим увеличением уровня гемоглобина.
Пищевая добавка с селеном приводила к увеличению иммунного статуса при приеме терапии, и оказывала положительное влияние на общее качество жизни. Исследование предполагает, что селен может быть полезной пищевой добавкой при приеме антиретровирусной терапии, особенно для людей с ВИЧ с очень низким иммунным статусом.
Однако авторы предупреждают, что селен никак не может быть заменой антиретровирусным препаратам: "Наши данные показывают, что селен никак не влияет на вирусную нагрузку, но это не значит, что он может применяться вместо антиретровирусной терапии".
Дополнительное питание при приеме терапии
Хотя пациенты, принимающие антиретровирусную терапию, которые также получают дополнительные пищевые добавки, быстрее набирают вес и лучше соблюдают режим лечения, значительного влияния на эффективность лечения добавки не оказывают. Об этом говорится в результатах клинических испытаний, проведенных в Замбии доктором Карен Магаззини из Университета Алабамы, которые были представлены на ХVI Международной конференции по СПИДу в Торонто, Канада.
Недостаточность питания (регулярный голод) распространены среди ВИЧ-положительных людей в беднейших странах и недостаточное питание повышает риск передачи ВИЧ и быстрого прогрессирования заболевания, сообщает "Care International", негосударственная организация, которая занимается борьбой с бедностью.
"Care International" продемонстрировала связь между недостаточным питанием, бедностью и ВИЧ во время конференции, и призвала правительства в соответствии с недавними международными декларациями объединить усилия в области ВИЧ с продовольственными программами.
Тем не менее, до сих пор трудно сказать, может ли дополнительное питание улучшить приверженность терапии, и ее клиническую эффективность. Исследователи из Центра по исследованию инфекционных заболеваний в Лусаке, Замбия, попытались исследовать результаты программы на дому среди пациентов восьми клиник.
Исследователи выдавали одной группе пациентов смесь злаков и сои с минералами и витаминами, а другой - нет. Изменения в весе и иммунном статусе измерялись через шесть и двенадцать месяцев. Приверженность измерялась как своевременность визитов в аптеку. Пациенты, участвовавшие в испытаниях, зарабатывали менее 40 долларов в месяц не семью, и регулярно пропускали прием пищи в целом.
Участники, получавшие дополнительную еду, также получали еду на других членов семьи. Они также получали 20 мл масла в день, а их семья получала бобы и маис.
Самая заметная разница между двумя группами была в прибавлении веса. Люди, получавшие дополнительное питание, прибавляли в весе почти в два раза быстрее. Тем не менее, в иммунном статусе между получавшими, и не получавшими питания разницы не было.
В этом предварительном исследовании также оказалось, что предоставление питания было также связано с улучшением соблюдения режима терапии примерно на 40%, однако для того, чтобы определить, насколько продукты питания и пищевые добавки могут повлиять на прием антиретровирусной терапии, необходимы дополнительные исследования.
|